Шедевры персидского ковроткачества

Изучая богатый мир рукотворных персидских ковров, нетрудно отследить историю этого древнего государства, которое располагалось на территории современного Ирана.

Небольшой экскурс в историю Древней Персии

Ученые до сих пор не могут сойтись в едином мнении о том, сколько же веков насчитывает это древнее искусство. Самый ранний ковер, сохранившийся до наших дней, датируется примерно 500 годом до нашей эры. Ковроткачество в Персии издревле почиталось, секреты этого искусства передавались из уст в уста. Любое жилище, будь то хижина бедняка, или юрта кочевника, или дворец падишаха, обязательно украшалось коврами с неповторимыми орнаментами и теплой цветовой гаммой пустыни  и голубого неба. Кочевникам же ковер зачастую заменял дверь, прикрывая вход в юрту. По разнообразию древних орнаментов можно отследить различные периоды в становлении персидского государства. Поначалу проявлялись  символы зороастризма, которые выражались в изображении людей и животных, воды и пламени, геометрических фигур. Затем, после завоевания Персии арабами и распространении на ее территории ислама, запрещающего изображения живых существ, рисунки на коврах стали отображать растительность, мягкие и абстрактные узоры.

Большое влияние на развитие ковроткачества персидских мастеров оказал период завоевания страны турками-сельджуками, у которых имелся свой опыт и свои богатые традиции ковроткачества. Постепенно, в XI-XII веках персидские ковроделы переняли все самое ценное от турецких мастеров, как, например, знаменитый «турецкий узел» и их ковры становились все более уникальными и отличались неповторимыми рисунками и орнаментами. Наиболее «серым» считается период XIII-XV  веков, когда Персия находилась под гнетом монгольских племен, ведь именно тогда персидские ковры были лишены своей истинно персидской красоты и изящества. В XVI веке во времена правления династии Севефидов – азербайджанских турок, завоевавших Персию, в персидском ковроделе произошел новый подъем и расцвет. Именно при их правлении были созданы такие неповторимые шедевры искусства ковроткачества, как «Весенний ковер». С XIX века и по сегодняшний день,  уже современный Иран является неповторимым мировым лидером в производстве ковров ручной работы. Многообразие  орнаментов и неповторимость цветовых гамм меняются от области к области, от города к городу. Иранские города Tебриз, Кум, Исфахан, Наин, Габе поистине являются столицами ковроткачества и  каждый из них славится своими традициями, своей самобытностью, своим почерком.

Цветовая гамма, рисунки и орнаменты

  • Ковры из Исфахана — наиболее почитаемые представителями Старого и Нового Света, отличаются ярко выраженным синим, либо красным фоном. Количество узлов может достигать полутора тысяч на квадратный дюйм, а высота ворса напротив минимальная, всего несколько миллиметром и это подчеркивает четкость рисунка. Чем мельче «обрисованы» узоры, тем дороже ковер.
  • Классический дизайн персидских ковров можно встретить в изделиях из провинции Наин. Здесь преобладают голубой, кремовый и светло-зеленый, почти салатный цвета. Сырьем для производства местных изделий служит тонковолокнистый хлопок, шелк и, реже, шерсть.
  • Тебризские ковры, одни из самых дорогих по стоимости и качеству и в то же время, наиболее сложные по истории создания образов и мотивов, отличаются красным, кремовым, либо синим цветами фона. Темы орнаментов зачастую навеяны творениями персидских поэтов и отражают жития древних персидских правителей, соколиную охоту, либо диких животных пустыни.
  • Более дешевые персидские ковры из провинции Габе – «килимы», отличаются деревенскими орнаментальными композициями, мотивы которых были позаимствованы и отражены сегодня  в современных туркменских, азербайджанских и узбекских коврах. Как ни странно, они наиболее востребованы на ковровых рынках, наверное в силу своей ценовой доступности.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: